среда, 2 марта 2011 г.

Источники дохода для пчеловода! Познавательный туризм. Часть 1


Познавательный (эко)туризм.

Многие пасечники даже и не задумываются над тем, что пасека сама по себе, особенно если она находится в деревне, - это туристический объект. И для того, чтобы приглашать людей на пасеку необязательно строить грандиозные отели,  потчивать гостей ресторанными изысками, достаточно всего лишь грамотно продумать 2 вещи:
1)    Чем можно привлечь туриста?
2)    Как сделать так, чтобы турист не разочаровался?

Примеры пчеловодческих хозяйств Западной Европы и США доказывают, что, привлекая туристов, показывая и рассказывая им о пчелах, пчеловод не только получает новых клиентов для своей продукции, но и способствует поднятию статуса профессии. Зарабатывая на этом или делая экскурсии бесплатно, пчеловод помогает и другому пчеловоду.

Сейчас я помогу вам и отвечу на первый вопрос – ЧЕМ ПРИВЛЕЧЬ ТУРИСТА?
 
В настоящее время более 70% населения России проживает в крупных и малых городах. Что такое город? Это плохая экология, выхлопные газы, продукты с прилавка. Многие люди, родившиеся и прожившие всю жизнь в мегаполисах, уже не знают, откуда поступает молоко, что такое горчица, из чего делают пиво. 
Все чаще выезд из города в лес для них становится экзотикой. И за экзотику люди готовы платить.
Сама по себе природа вокруг вашей пасеки – это уже туристический объект, поэтому рекламируя себя – помните об этом. Но природа есть везде, у вас же есть еще кое-что, своеобразная «фишка», козырь в рукаве – это пчелы. Большинство людей что-то знает о коровах, что-то об автомобилях, что-то о таблетках, но мало кто знает, что прополис – это лучший натуральный антибиотик и что большую часть пчелиной семьи составляют особи женского пола. Вам есть, что рассказать и самое главное показать вашим туристам. Будьте в этом уверены!

Вопрос номер два более обширный. ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ТУРИСТ НЕ РАЗОЧАРОВАЛСЯ?

Турист приезжает к вам, чтобы вы его удивили. Он хочет, чтобы ему было интересно и не так скучно, как в квартире. Если вы просто нацепите на туриста пчеловодческий костюм, будете ходить вокруг улья, демонстрируя ваш дымарь и стамеску, вряд ли это удовлетворит даже самого скучного путешественника. И не дай Бог, если какой-нибудь турист замешкается и его покусают пчелы. Смех и слезы вашим начинаниям.

Что же, чтобы вы смогли разнообразить туристическую программу вашей пасеки, назовем ее «Экскурсия в увлекательный мир пчел», приведу пару примеров того, что вы могли бы сделать, чтобы успешно заниматься этим бизнесом:
1) Создайте маленький музей. Пусть сначала - у вас будет всего несколько экспонатов. Ваша же медогонка, старый улей, самодельная "нерабочая" колода. Со временем он вырастет
Используйте визуальную информацию - картинки, фотографии, плакаты.


Создайте маленькую коллекцию насекомых. Доступны все современные технологии: от микроскопа до ЖК-телевизора.
Удачным российским примером, у которого необходимо учиться, является Геннадий Глазов - основатель музея-пасеки "Медовый хуторок" на Псковщине. Просмотрите  фотографии его хозяйства здесь
2) "мертвые" экспонаты в музее - это, конечно, хорошо, но этим уже никого не удивишь. Взыскательному горожанину нужны живые, реальные пчелы, чтобы их можно было услышать и рассмотреть, но не по отдельности, а целой семьей, но при этом ему хочется быть в безопасности. Именно для этого существуют демонстрационные ульи.
Улей-витрина. Можно сделать стеклянной одну из стенок улья или две стенки
Такая "пчелиная витрина" может отлично смотреться перед вашим маленьким домиком или сторожкой
Создав подобные витрины, вы сможете привлечь внимание не только взрослых, но и детей

Кстати, о сторожке. Для музея необязательно ее иметь - вы можете расположить экспонаты прямо на улице (под навесом)
Но если у вас есть хотя бы маленький закуток - его уже возможно использовать в коммерческих целях:)
В нем вы можете создать полностью стеклянный улей без рамок - такой, каким бы его сделали пчелы в природе
или
После такого даже у самого нудного туриста будет что рассказать о вашей пасеке своим друзьям и родственникам.
Впрочем, подобный улей можно поставить и на открытом воздухе
Создайте свою лавочку и заодно продайте туристу мед и другие продукты, получаемые прямо на вашей пасеке. 

Она может быть на улице
 Или в помещении
 
Продолжение статьи читайте здесь

6 комментариев:

  1. Хорошая статья. Есть над чем подумать. Ну не всем же зарабатывать только тем, что мед тоннами качать. У кого-то лучше получится такой вид деятельности в пчеловодстве.

    ОтветитьУдалить
  2. Хороший вариант получения дополнительного дохода с пасеки. Сам рассматривал вариант экскурсий на пасеку, но не так широко...

    Нужно действительно творчески подходить к этому делу. Появятся конечно и свои сложности, например, регистрация ИП, налоги, реклама. Но в тоже время можно и получить субсидии от государства на развитие агротуризма (что-то такое я слышал)...

    ОтветитьУдалить
  3. Ильшат, речь не идет ни о каких ИП и налогах. Если вы хотите создать туристический комплекс, где люди собираются отдыхать несколько дней, то да - регистрируйтесь, но для "экскурсии выходного дня" к частнику (он на то и частник) никаких налогов платить не нужно. Потому что это Ваша не основная деятельность (туризм), это побочная деятельность фермера-пчеловода. Представьте, кто запретит Вашим друзьям приехать на пасеку и посмотреть, как работают пчелы? Даже наоборот, государству выгодно уже то, что люди купят бензин(уже заплатят налоги) и приедут к Вам. Будьте проще в этом вопросе, сейчас не Советский Союз, никто Вам слова не скажет, когда нефтяные миллионеры покупают футбольные клубы за рубежом:)

    ОтветитьУдалить
  4. А вот насчет субсидий - я противник такого подхода. Мы не инвалиды, чтобы получать пособие. Мы можем сами себя прокормить

    ОтветитьУдалить
  5. Хорошая статья. Жду продолжения... ;-)

    ОтветитьУдалить
  6. В моём районе это Карелия,где климат не такой теплый,я как раз решил воспользоваться в прошлом году субсидией и организовать круглогодичное посещение пасеки,благо услуга востребована,т.к.вначале попробовал приглашать школьников.Очень хотелось узнать опыт других,то есть продолжение по такому эко туризму.

    ОтветитьУдалить

Информация сама по себе — не сила, иначе самыми могущественными людьми на свете были бы библиотекари.
Брюс Стерлинг